Консультационный пункт
Консультационный пункт в нашем дошкольном образовательном учреждении для оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи Центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
- по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
Консультативный центр работает согласно графика работы, утверждённому приказом руководителя. Функционирование консультационного пункта осуществляется в рабочие дни. Основными формами деятельности консультативного пункта является организация индивидуальных и подгрупповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и посредством сети «Интернет». Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в вечерние часы с 16.00 до 17.30 час.
Непосредственное руководство консультативным пунктом осуществляется заведующей дошкольным образовательным учреждением.
В зависимости от кадрового обеспечения, запросов родителей (законных представителей) педагогический состав консультационного пункта может меняться.
Специалисты дают рекомендации родителям законным представителям) и консультируют их в пределах своей компетенции.
- старший воспитатель помогает решить проблемы в области воспитания и развития ребёнка, обучает взрослых различным занятиям с детьми;
- педагог-психолог способствует адаптации дошкольника к обстановке детского сада, объясняет родителям закономерности развития ребёнка, определяет пути преодоления возможных проблем;
- учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь ребёнку избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать;
- воспитатели организует педагогическое просвещение и обучение родителей по вопросам воспитания, образования, развития детей;
- медицинская сестра консультирует родителей по вопросам правильного питания ребёнка, даёт рекомендации по профилактике различных заболеваний, учит родителей проводить закаливающие процедуры;
- музыкальный руководитель организует педагогическое просвещение и обучение родителей (законных представителей) по вопросам музыкального развития детей в условиях семьи;
- инструктор по физической культуре организует педагогическое просвещение и обучение по вопросам физического развития в условиях семьи;
- педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует педагогическое просвещение и обучение родителей (законных представителей) по вопросам художественно - эстетического воспитания детей в условиях семьи.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводится как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;
- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. Родители могут получить ответы на свои вопросы, специалисты пункта смогут развеить тревоги и сомнения или скорректировать воспитательные воздействия.
Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного пункта.
- Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
- Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте.
- Одной из традиционных форм взаимодействия нашего пункта с семьёй является индивидуальное консультирование педагогами родителей. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей. Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов; знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
- Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми, как относиться к ошибкам и исправлять их). Организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.
- Использование ИКТ имеет свои преимущества перед традиционными формами работы с родителями.
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.